главная
 


 

ХАЗАНОВ Геннадий Викторович (род. 01.12.1945) - артист эстрады, театра, кино. Нар. арт. РФ (1994). Лауреат Гос. премии (1995). С детских лет копировал чужие голоса, исполнял басни, миниатюры из юмористических журналов, ТВ и радиопередач. В 14 лет ему удалось познакомиться со своим кумиром - А.Райкиным; получил возможность бывать на его спектаклях («...в течение многих лет изучал его работы, как в микроскоп», - скажет впоследствии).

Заканчивая десятилетку (вечернюю школу), а также без особого усердия музыкальную школу, занимался в самодеятельности Московского инженерно-строительного института, участвовал в студии МГУ «Наш дом». После неудачных попыток поступить в Театральное училище им. Б.Щукина, Школу-студию МХАТ со второй попытки зачислен в ГУЦЭИ. Его педагогом стала Надежда Ивановна Слонова, в прошлом одна из ведущих актрис Московского театра сатиры, много выступавшая на эстраде. В 1969 окончив ГУЦЭИ, Xазанов - конферансье в Гос. эстрадном оркестре РСФСР под управлением Л.Утесова, с 1971 в Москонцерге.

Гастроли по всей стране начались еще в студенческую пору. Уже тогда в репертуаре появился монолог учащегося кулинарного техникума (впервые был исполнен X. в самодеятельности МИСИ, один из авторов студент этого института Л.Измайлов). Робкий, доверчивый «маленький человек», чье простодушие нередко оборачивалось житейской мудростью, мгновенно стал всеобщим любимцем. Вместе с ним к X. пришла известность. Лауреат V Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1976) за исполнение монолога С.Альтова «Премия» и пародий на А.Акопяна и Н.Озерова.

Несмотря на массовый успех, не ограничивается найденной маской «кулинара», а вскоре и вовсе от нее отказывается. В 1978 он выпускает спектакль «Мелочи жизни» с участием балета Московского театра эстрады (авт. Л.Хаит, реж. Б.Левинсон, композитор В.Добрынин, худ. Э.Стенберг и М.Барт). Сатирические монологи в образах «Попугай», «Кот» надолго остались в концертном репертуаре X.; в монологе «Мечта» впервые появился трагикомический персонаж. Красочное, музыкальное второе отделение спектакля целиком состояло из пародий (на А.Пугачеву, Л.Лещенко, А.Райкина и др.), исполнявшихся как бы от имени различных персонажей «Золотого ключика». В 1981 - новый спектакль «Очевидное и невероятное» (авт. Хаит, реж. П.Хомский, худ. А.Коженкова, постановщики трюков Л. и Ю.Мозжухины). В сатирических монологах «Пыль в глаза», «Бег в мешке», «Нужная фамилия» и др. представали различные современные, «отчеканенные» артистом типажи. X. легко, изящно переходил от созданных персонажей к самому себе, артисту, обладающему врожденным даром контакта с публикой. В спектакле было много зрелищности, трюков, снова участвовал балет; в завершающей лирико-сатирической миниатюре «Инопланетянин» герой тщетно искал контакта с земной цивилизацией: «пить научится - будут контакты», - грустно заключал артист.

Сатира X. вызывала недовольство официальных лиц, с артистом беседовали, наставляли; купюры в тексте приводили к появлению новых, еще более острых реплик (стал заканчивать спектакль прямым общением со зрителями и исполнением новых концертных номеров). В 1984 последовало запрещение не только спектакля, но и публичных выступлений. Популярность артиста еще выросла, он продолжал выступать в клубах, на закрыты» вечерах, в концертах без указания в афише. Исчерпав для себя жанр монолога в образе, обращается к рассказу («Фотография», «Беспокойный старичок» М.3олуенко), все меньше дорожит репризой. В репертуаре появляется ленингр сатирик М.Городинский (рассказы «Серафима». «Удача», «Жених» и др.). В 1986 играет «Избранное», решительно отказавшись от всякой зрелищности (на авансцене перед закрытым занавесом лишь стол, стул и стойка с микрофоном). Во всеоружии мастерства X. как бы вернулся к исходным рубежам, когда со своим номером оказывался один на один со зрителем. Но создание целостного спектакля увлекает артиста попрежнему. В 1987 X., руководитель и единственный актер театра МОНО, показывает премьеру «Масенькие трагедии» (авт. Городинский, реж. Р.Виктюк, худ. В.Боер). Пять новелл Городинского в обрамлении пролога и эпилога с гоголевским текстом превратились в театрализованные рассказы, отнюдь не рассчитанные на «смеховую» реакцию публики. В каждом артист создавал психологически углубленные характеры, настраивавшие на размышление о смысле жизни, о драматизме человеческих судеб.

Реализацией мечты о «настоящем» театре стало участие в спектакле «Игроки» (1992), поставленном С.Юрским на сцене МХАТ с Е.Евстигнеевым, А.Калягиным, В.Невинным и др. Процесс работы для X., по его собственному признанию, был важнее результата. Учился не только на репетициях, но и на каждом спектакле, внимательно наблюдая из-за кулис игру партнеров. Постоянное недовольство собой, ощущение девальвации эстрадной «исповеди», самого жанра («успели столько налгать»), а также трудности с репертуаром в связи с тем, что лучшие авторы сами стали исполнителями, приводят к длительным перерывам сольных программ X. Успешно дебютирует в кино («Маленький гигант большого секса» Н.Досталя по Ф.Искандеру, 1993), в работе был свободен от ставшей для него теперь тяжкой необходимости слышать немедленную смеховую реакцию зала («карьеру» киноартиста продолжил в к/ф Досталя «Полицейские и воры» - 1997). Ощущает кризис сатиры, деструктивной по природе; в современных условиях хочет видеть свой жанр «конструктивным». Стремится отойти от политики (хотя это ему и не удается, достаточно вспомнить его пародии на политических деятелей), направить усилия на исследование человеческих характеров. Программа «Вчера, сегодня, завтра» (1989) о бедственном состоянии общества, бездуховности, озлобленности, трусости, подозрительности, зависти. В ней используются различные эстрадные формы: построенный на репризах диалог («Собрание» Из­майлова), монолог в образе («Многострадальная сказка» А.Левина), рассказы «Погоня», «Послание» Городинского), пародия «Лев и одноглазый тигр» Альтова. Изобразительный дар X. позволяет показать множество персонажей с помощью мимики, пластики, тембра голоса, ритма. Он по-прежнему легко вызывает смех, рискованно ходит по лезвию «примитивного» юмора, но внутреннее мироощущение артиста вносит драматические ноты. Начинает свои программы с «примерки» к публике, выдерживает длительную паузу - усаживается, снимает часы, листает страницы текста, внимательно наблюдая за зри­телями, как бы испытывая их на «прочность». После многочисленных гастролей за рубежом (США, Германия, Израиль и др.) в 90-е гг. изменился имидж артиста. «Свой парень», каким он был для широкого зрителя, стал артистом (изменились костюм, прическа), установившим четкую дистанцию с публикой. Последние программы «Чужие юбилеи» (1997), «Праздник, кото­рый всегда...» (1998) построены, в основном, на вещах молодого автора из Томска Евгения Шестакова («Колыбельная сказка», «Самолет», «Урок истории» и др.). Много выступает на ТВ, не только с номерами (в концертах, юбилейных программах и т.д.), но и в разного рода диалогах и интервью. С 1997 худ. рук. Моск. гос. теат­ра эстрады. Дочь Алиса - танцовщица. Окончила хореографическое училище, работает в Большом театре, училась в США в школе танца модерн.

Литература: Славкин В. Я должен рассмешить // Смена. 1976. № 1. С. 22-23; Дмитриев Ю. Геннадий Хазанов // Театр. 1988. № 5; До и после кулинарного техникума: [Беседы с X.] // Смена. 1988. № 19. С. 21-23; Слонова Н. Геннадий Хазанов. М., 1988; Уварова Е. Право на экспери­мент // СЭЦ. 1988. № 12; Эстрада - это место действия: [Беседа с X.] // Эстрада: что? где? зачем? М., 1988; Василинина И. Дайте отдохнуть: («чернуха»: за и против) // Театр. 1990. № 10; «За что нас приговорили ко всеобщему счастью?»: [Беседа с X.] // Огонек. 1990. № 35; Ланкина Е. Маленький гигант большого смеха // Семь дней. 1998. № 41.

Е. Д. Уварова

 
наверх